Все дети разные, и каждый уникален по-своему. Некоторые ребята в силу физических или психических особенностей нуждаются в особом внимании и поддержке. Этих детей принято называть детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Понимание специфики развития, потребностей и прав детей с ОВЗ – ключевой фактор для создания инклюзивного общества, где каждый имеет возможность реализовать свой потенциал, получить образование и вести полную и насыщенную жизнь.
В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое ОВЗ, какие существуют виды нарушений, какие потребности возникают у детей с ОВЗ, а также как родители и педагоги могут эффективно поддерживать их развитие.
В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое ОВЗ, какие существуют виды нарушений, какие потребности возникают у детей с ОВЗ, а также как родители и педагоги могут эффективно поддерживать их развитие.
Содержание статьи:

Что такое ОВЗ
ОВЗ расшифровывается как «ограниченные возможности здоровья» и обозначает состояние, при котором физические или психические особенности ребенка затрудняют освоение им образовательных программ без дополнительной профессиональной помощи.Термин ОВЗ используется преимущественно в сфере образования и социальной защиты для обозначения потребности в специальных условиях. Эти условия могут включать в себя:
- скорректированные образовательные программы;
- специальное оснащение класса и учебные материалы;
- индивидуальные занятия с дефектологом, логопедом или психологом;
- инклюзивное обучение в общеобразовательной школе;
- обучение в специализированном образовательном учреждении.
Отличия ОВЗ и инвалидности
Ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид – это два разных статуса. ОВЗ говорит о потребности в создании специальных условий в школе или детском саду, а инвалидность присваивается по определенным заболеваниям и состояниям здоровья, которые создают значимые общие ограничения в повседневной жизни человека.Приведем пример:
У Маши проблемы со слухом и вызванные ими дефекты речи, поэтому ей требуется помощь логопеда. Маша считается ребенком с ОВЗ, но у нее нет инвалидности.
Витя болеет сахарным диабетом, из-за чего медицинская комиссия приняла решение присвоить ему инвалидность. Однако Витя способен усвоить стандартную школьную программу без дополнительной помощи, поэтому он не относится к детям с ОВЗ.
Таким образом, два этих статуса связаны с состоянием здоровья, но лежат в разных плоскостях. Человек может обладать одним из них или обоими сразу.
Виды ОВЗ
Особенности здоровья, которые требуют создания специальной образовательной среды, очень разнообразны по происхождению, проявлению и степени выраженности, поэтому дети с ОВЗ нуждаются в индивидуальном подходе к обучению.Существуют разные подходы к классификации ОВЗ, мы рассмотрим четыре группы отклонений, которые могут привести к сложностям в учебе.
Нарушения слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата
У детей с нарушениями слуха возникают трудности в освоении устной речи, формировании коммуникативных навыков и социальной адаптации. Ребята с нарушениями зрения испытывают трудности в восприятии окружающего мира, ориентировке в пространстве и освоении учебного материала. Нарушения опорно-двигательного аппарата приводят к сложностям в передвижении, самообслуживании, манипулировании предметами.Для детей с ОВЗ подобного рода требуется создание специальных условий и использование дополнительного материально-технического оснащения.
Нарушения интеллектуального развития
Степень выраженности нарушений интеллекта может быть различной – от легкой умственной отсталости, позволяющей освоить адаптированную образовательную программу, до состояний, требующих постоянного ухода и поддержки. Помимо создания подходящих условий для обучения, обычно прибегают к занятиям с педагогом-дефектологом.Речевые отклонения
Нарушения речи имеют различную природу и проявляются по-разному. К ним относят как сложности с артикуляцией, так и задержки в освоении речи.Коррекцией речевых нарушений занимается логопед. Своевременное обращение к логопеду позволяет эффективно преодолеть речевые трудности и обеспечить успешное освоение образовательной программы.
Расстройства аутистического спектра (РАС)
Эта группа нарушений развития характеризуется трудностями в социальном взаимодействии, коммуникации и ограниченным, повторяющимся поведением. Дети с РАС могут иметь различную степень выраженности нарушений – от легких трудностей в общении до выраженных поведенческих проблем и интеллектуальной недостаточности.Причины ОВЗ у детей
Особенности здоровья и развития могут появляться по целому ряду причин – от проблем в период внутриутробного развития до социальных факторов. Условно причины ОВЗ можно разделить на несколько групп.- Генетические факторы могут приводить к различным синдромам, влияющим на интеллектуальное, физическое и психическое развитие.
- К биологическим факторам относятся проблемы внутриутробного развития, родовые травмы, младенческие заболевания и травмы.
- Социально-экономические факторы включают неблагоприятные условия жизни, злоупотребление алкоголем и наркотиками во время беременности.
- Психологические травмы, нанесенные ребенку, могут приводить к нарушениям эмоционально-психического развития и даже интеллектуальным задержкам.
Кто определяет наличие ОВЗ
Для официального признания ОВЗ необходимо пройти ПМПК – психо-медико-педагогическую комиссию. Заключение ПМПК носит рекомендательный характер, однако, оно является основанием для разработки адаптированной образовательной программы и создания специальных образовательных условий для ребенка.Раннее выявление особенностей развития позволяет достичь лучших результатов в их корректировке. Заметить первые признаки бывает очень непросто, поскольку среди есть довольно неочевидные, однако родителям и педагогам стоит обратить внимания на такие проявления:
- ребенок поздно пошел или заговорил, с трудом учится читать и писать;
- малыш испытывает трудности с концентрацией, запоминанием или решением простых задач;
- вы замечаете речевые отклонения – неправильное произношение звуков, частые грамматические ошибки, скудный словарный запас;
- у ребенка не получается наладить общение со сверстниками, он демонстрирует отклоняющееся поведение или замыкается в себе;
- нередки резкие и плохо объяснимые эмоциональные всплески.
Обучение детей с ОВЗ: повышение квалификации
Ознакомиться с курсом
Особые потребности ребенка с ОВЗ
Ребенок с ОВЗ, как и любой его сверстник, нуждается в заботе, принятии, безопасности и эмоциональной близости со значимыми взрослыми. Но есть и ряд потребностей, обусловленных состоянием здоровья таких деток. Эти потребности можно разделить на несколько категорий: психологические, социальные и образовательные.Психологические потребности
Дети с ОВЗ часто испытывают тревогу и страх, поэтому важно создавать для них стабильную и предсказуемую среду, где они чувствуют себя в безопасности.Также постарайтесь поддерживать ребенка в его начинаниях, хвалить за достижения и помогать справляться с неудачами. Создание ситуаций успеха способствует повышению мотивации к обучению и развитию.
Социальные потребности
Общение со сверстниками и взрослыми, участие в социальных мероприятиях – все это помогает ребенку с ОВЗ развивать коммуникативные навыки, придает веру в свои силы. Важно создавать комфортные условия для социальной интеграции. Педагогам стоит обратить внимание на включенность таких детей в жизнь класса.Из-за особенностей здоровья могут страдать важные социальные навыки. В этом случае помочь способен психолог, логопед или дефектолог, который подскажет ребенку, как найти свое место в обществе.
Образовательные потребности
Образовательные программы должны быть адаптированы к особенностям развития и потребностям ребенка с ОВЗ.В зависимости от вида нарушения, ребенку могут потребоваться специальные учебные материалы, технические средства и др.
Индивидуальные занятия позволяют ребенку получить профессиональную поддержку и помощь в освоении учебного материала, развитии познавательных процессов и социальной адаптации.
Сейчас прослеживается тенденция к инклюзивному образованию, когда дети с ОВЗ ходят в обычные детские сады, учатся в общеобразовательных школах. У такого подхода есть как сторонники, так и противники. Почитать про инклюзивное образование в России вы можете в нашем материале.
Рекомендации для родителей
Безусловная любовь и принятие – вот основа успешного развития любого малыша, независимо от состояния его здоровья. Вот несколько рекомендаций, которые помогут родителям.- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Примите его уникальность и позвольте развиваться в собственном темпе.
- Сосредоточьтесь на сильных сторонах. Замечайте таланты и создавайте условия для их развития.
- Не стесняйтесь обращаться за консультацией к врачам, психологам, дефектологам и логопедам. Причем не только для ребенка, но и когда вам самим требуется поддержка и компетентный совет.
- Создайте дома комфортную и безопасную среду. Упростите быт ребенка, адаптируйте пространство к его потребностям.
- Участвуйте в жизни ребенка: посещайте занятия, общайтесь с педагогами, посещайте мероприятия.
Рекомендации для педагогов
Обучение детей с ОВЗ – это непростая, но крайне важная задача. Реализация права на качественное образование закладывает основу для интеграции людей с особенностями развития в общество. Как учителю проложить дорогу в мир знаний для детей с ОВЗ? Вот несколько советов.- Перед началом работы с ребенком изучите заключение ПМПК и психолого-педагогическую характеристику.
- Активизируйте познавательную деятельность, применяйте игровые технологии, используйте визуальную поддержку.
- Поощряйте взаимодействие между детьми в классе, формируйте у них толерантное отношение к сверстникам.
- Обсуждайте успехи и трудности с родителями ребенка, совместно разрабатывайте стратегии поддержки.
- Повышайте свою квалификацию, изучайте передовые методики обучения детей с ОВЗ.
Где узнать про работу с детьми с ОВЗ
Специалисты Академии непрерывного образования разработали курсы повышения квалификации, которые помогут на разных этапах адаптировать образовательный процесс под особые потребности.На нашем сайте вы найдете курсы для воспитателей, учителей, тьюторов, педагогов дополнительного образования. Все программы составлены с учетом действующего законодательства и включают передовой опыт обучения детей с ОВЗ.
После прохождения повышения квалификации вы получите удостоверение, которое регистрируется в реестре Рособрнадзора.