Что значит быть учителем? Достаточно ли просто рассказать детям материал урока и проверить их знания, чтобы считаться хорошим педагогом? Каждый из нас может вспомнить любимого учителя истории, математики, литературы и честно ответить на этот вопрос.
Школьные годы не только закладывают основу для дальнейшего познания мира, они формируют нас как личность, поэтому учитель не только дает информацию, но и помогает детям раскрыть свой потенциал, развить критическое мышление и обрести уверенность в собственных силах. И именно таких педагогов вспоминают с теплотой и благодарностью всю жизнь.
Давайте подробно рассмотрим личные и профессиональные качества педагога и поразмышляем, какие вызовы стоят перед школой в XXI веке.
Школьные годы не только закладывают основу для дальнейшего познания мира, они формируют нас как личность, поэтому учитель не только дает информацию, но и помогает детям раскрыть свой потенциал, развить критическое мышление и обрести уверенность в собственных силах. И именно таких педагогов вспоминают с теплотой и благодарностью всю жизнь.
Давайте подробно рассмотрим личные и профессиональные качества педагога и поразмышляем, какие вызовы стоят перед школой в XXI веке.
Содержание статьи:

Почему образ учителя важен
Казалось бы, в современном мире множество самых разных профессий. Почему же внимание общества приковано именно к учителям: их поведению, внешнему виду, компетентности, проблемам и сложностям? Будни педагогов и их воспитанников даже стали популярной основой для литературных и кинематографических сюжетов. Навскидку можно вспомнить «Уроки французского», написанные Распутиным, и фильм «Хористы».Дело в том, что учитель является ролевой моделью для детей и подростков, поэтому его поведение, манера общения и отношение к работе формируют у них определенные ценности и представления о мире. Положительный образ учителя вдохновляет учеников на достижение успехов, развивает в них любовь к знаниям и уважение к образованию. Напротив, негативный образ может отбить интерес к учебе, породить разочарование и даже привести к проблемам в поведении.
Наверняка вы слышали от своих знакомых истории про то, как они выбрали свой профессиональный путь, основываясь на любви или отторжении к тому или иному школьному предмету. А ведь эти чувства нередко зависят именно от поведения педагога.
Профессиональные качества педагога
Профессионализм учителя определяется совокупностью знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления образовательной деятельности. Научить детей решать уравнения, дать им понимание грамматической структуры английского языка или объяснить теорию эволюции совсем не так просто, как может показаться со стороны. Для этого требуется глубокое понимание возрастной психологии и знание специальных методик.Глубокое знание предмета: хороший учитель не только владеет материалом, но и умеет устанавливать связи между различными понятиями и явлениями. Без этого затруднительно адаптировать сложный материал так, чтобы он был понятен людям юного возраста.
Методическая грамотность: педагог должен владеть разнообразными методиками обучения, уметь планировать учебный процесс, разрабатывать уроки и задания, которые соответствуют целям обучения и возрастным особенностям учеников. Существуют как общие педагогические методики, так и особые приемы преподавания конкретного предмета.
Диагностические навыки: учитель оценивает знания и умения учеников, а также корректирует учебный процесс в соответствии с уровнем подготовки класса. Он использует различные формы контроля и оценки, анализирует результаты обучения и подстраивает под них дальнейшие занятия.
Организационные навыки: удержать внимание детей очень непросто, а ведь учителю еще нужно правильно распределить время урока, проконтролировать выполнение заданий и рассчитать объем домашней работы.
Умение работать с родителями: к сожалению, отношения педагогов с родителями не всегда складываются просто. Разрешение конфликтов и выстраивание сотрудничества – это отдельный полноценный навык, которому необходимо учиться.
Что говорит профессиональный стандарт
Профессиональные качества учителя неспроста выходят за рамки передачи информации от педагога к ученику. Профессиональный стандарт закрепляет довольно широкий набор навыков учителя и его обязанностей:- подготовка к занятиям и проведение уроков;
- оценка эффективности своей работы;
- формирование у учеников навыков поиска и анализа информации;
- поддержание мотивации;
- адаптация занятий под учащихся с особыми потребностями;
- организация внеурочной деятельности;
- обучение детей социальным и культурным нормам.
Получить профессию учителя
Ознакомиться с курсом
Личные качества педагога
Наряду с профессиональными навыками, личные качества учителя играют важную роль в его работе. Карьера учителя связана с высокой эмоциональной нагрузкой, нередко происходят нестандартные ситуации, в которых необходимо быстро сориентироваться. Именно поэтому люди с одним набором личностных черт имеют хорошие шансы найти свое место в школе и искренне наслаждаться работой, а с другим – подвержены повышенному риску выгорания.Каким должен быть педагог
Вот какими качествами должен обладать учитель:- умение и желание общаться с детьми;
- терпение;
- доброжелательность и способность расположить к себе;
- ответственность и дисциплинированность;
- справедливость, умение сохранять нейтральную позицию при оценке других людей;
- творческое начало и инициативность;
- стремление к саморазвитию.
Плохие качества для учителя
Определенный склад характера может помешать человеку стать хорошим педагогом, выдержать работу в школе и найти в ней светлые стороны, ради которых действительно стоит получить профессию учителя. Следующие особенности характера плохо сочетаются с качествами учителя или преподавателя:- вспыльчивость;
- желание быстро получить результат работы;
- сложности в общении с детьми, отторжение;
- высокомерие и склонность подавлять окружающих;
- нечуткость в общении, сложности при считывании эмоционального состояния людей;
- отсутствие интереса к конкретному предмету;
- равнодушие к трудностям других людей.

Каким должен быть современный учитель
Современный мир постоянно меняется, и требования к образованию тоже меняются. Это создает дополнительные ожидания от школы и учителей, и соответствовать этим ожиданиям порой бывает сложно, ведь образовательные учреждения любого уровня – это устоявшиеся общественные институты со своими правилами и традициями. Их невозможно изменить за одно мгновение.Вызовы времени
У современного общества есть несколько характеристик, которые отличают нас от предыдущих поколений. Это крайне высокая скорость инноваций, подъем индивидуализма, неограниченный поток информации и постоянное изменение рынка труда. Педагоги сегодня выполняют очень непростую и важную задачу: они не просто передают детям знания, они учат самостоятельно искать необходимую информацию.Как школа адаптируется к современным требованиям
Современные школы активно адаптируются к новым требованиям, вводя новые стандарты, технологии и методики. К таким изменениям относятся:- регулярное обновление ФГОС;
- использование мультимедийных образовательных технологий;
- развитие инклюзивного образования;
- повышение квалификации педагогов.
Достижим ли образ идеального учителя
Идеальный учитель – это фантазия, как идеальный родитель, идеальный врач или идеальный человек. Родители требуют от учителей повышенного внимания к каждому ребенку, сами дети хотят простых заданий и снисходительного отношения, а администрация школы накладывает обязательства по достижению образовательных показателей. Совместить все эти ожидания между собой практически нереально, но вот честно и добросовестно выполнять свою работу учитель может. Важно постоянно работать над собой, учиться на своих ошибках, развивать свои профессиональные и личные качества.Никто не сможет назвать вам пример идеального учителя, но вот примеров хороших педагогов в жизни каждого человека найдется немало.